ХРАМ ИЛИ… псевдосакральное культовое здание.

Некоторое время назад, когда я ещё вёл «околосектантский» образ жизни, частично ассоциируя себя с религиозной организацией, я оказывал посильную материальную и физическую помощь при строительстве культовых сооружений. В те времена я называл эти здания церквями, хотя многие мои единоверцы шли «ещё дальше», называя их храмами.
Возможно, кому-то покажется весьма странной терминология, которую я использовал в первом абзаце этой статьи, поэтому вынужден всё разложить по полочкам.
Когда-то давно, в Эдемском саду, Бог дал человеку интересное задание, — называть животных по имени. Если вникнуть в суть, то Адаму было предложено создать слова, и вложить в них смысл. С тех пор люди пользуются этой способностью, создают слова, и даже целые языки.
Однако, есть слова, которые нам не принадлежат в том смысле, что мы не имеем права вкладывать в них иной смысл, чем тот, который вложил Бог.
Сам Иисус назван Словом, Которое было у Бога, и Которое было Бог. Очевидно, что не все слова одинаково легковесны, не все нам подвластны, потому, что рождены не нами.
Насколько важно сохранить неизменным именно тот смысл, который в слова вложил Бог. Есть несколько слов, к которым я отношусь с огромным трепетом, потому, что понимаю Божественную природу их предназначения. Одно из них, это слово храм. Обращаю внимание, что мои размышления никак не касаются лингвистики как таковой. Я говорю о сакральном содержании слова, о самой мысли Бога создавшей его.
Итак, храм. Не обращаясь к словарям и справочникам, но молитвенно вникая в суть, это место, вопреки проблеме разделяющего с Богом греха, в котором обетовано Его личное присутствие. С точки зрения истории спасения Христом на Голгофе, до принесения жертвы за грех, Бог не имел возможности сблизиться с человеком, не истребив его Своей святостью. Посему и вместо самого человека, в котором Бог всегда хотел жить, было выбрано нечто опосредованное, то есть здание.
«Тем самым Святой Дух показывает, что пока действительна прежняя скиния, путь в Святое Святых еще не открыт.» (Евр 9:8)
К великой радости, завеса в храме была разорвана Божьей рукой, чем было ознаменовано окончание разлуки Отца с нашими сердцами. Спустя короткое время, Он исполнил обетование, и излился на людей в день пятидесятницы. Изменилась парадигма наших с Ним отношений. Они более не нуждаются в символизме и ритуальности, которые были лишь тенью настоящего. Нет более никакого посредничества, кроме Христова, только мы и Он. В Нём мы омыты, прощены, усыновлены, и посажены на небесах. Это повод для огромной и бесконечной радости каждого верующего, и моя лично.
«Братья, благодаря крови Иисуса мы теперь можем смело войти в Святое Святых, войти по новому и живому пути, который открыт для нас через завесу, то есть через Его тело.» (Евр 10:19-20)
Вернёмся к размышлению о значении слов. Храм. Что же нам повествует Новый Завет конкретно об этом слове?
«Разве вы не знаете, что ваше тело является храмом Святого Духа, Который живет в вас и Которого вы получили от Бога? Вы уже не принадлежите самим себе, потому что вы были куплены дорогой ценой. Поэтому прославьте Бога в ваших телах.» (1Кор 6:19-20)
Вопреки ясному библейскому определению, мне не доводилось слышать, чтобы христиане называли друг друга храмами. И пусть таких упоминаний нет и в Писании, если бы мы его стали использовать, тому было бы веское теологическое обоснование.
Что же делают христиане. Они возвращаются к устаревшей парадигме, и присваивают слову храм, которым вот уже как 2000 лет является мы, значение здания. Желанием сердца Небесного Отца быть в каждом человеке, которое Он осуществил смертью и воскресением Христа, как минимум словесно, но пренебрегают.
Цепляюсь ли я к словам? Занимаюсь ли буквоедством? Нет, я лишь призываю одуматься, и не называть мёртвое живым, и пустое полным. В противном случае, можно дойти до аналогичного абсурда и в других вопросах. Называть друг друга ветхими людьми, якобы подразумевая людей обновленных. Или называть плотскими, а подразумевать духовными. Столь же не последовательным по своей сути зачастую является использование слова храм.
Откуда же происходит подобное явление? Отнюдь не от безграмотности, ибо каждому богослову доподлинно известно, что нет оснований применять слово храм в подобном контексте, ведь Господь приходит не в дом, а к нам персонально, и не только в толпу, а и на несколько искренних сердец. Люди просто не предают значения тому, чему следовало бы предавать. Так в чём же мотивация? Пусть и не вполне осознавая, из века в век, христиане тяготели к зрительному и осязаемому восприятию Бога. Недостаток веры и личных отношений, порождает страсть видеть, трогать, понимать, контролировать. Так развивалась традиция, обрастая и ветхозаветной составляющей, и вовсе чужеродной.
По всей логике вещей, протестантизм предполагал тотальный пересмотр этих понятий, однако на долго его не хватило. Ремонт оказался шумным, пыльным, дорогостоящим, но всё же косметическим. Многое стало рациональней, свободней задышалось, но под толстым слоем штукатурки остались те же ветхие, аварийные стены. Новые мехи используют не по назначению. Люди продолжают верить в ценность неких действий, окутанных воображаемым мистицизмом, в специально отведенным для этого здании, в особенный день недели. Они вполне всерьёз полагают, что отношения искупленного человека с Творцом могут быть обусловлены такими вещами как время, место, символические предметы и тому подобное. Придавая материальным вещам и механическим действиям сакральное значение, люди низводят великие и вечные ценности в разряд дополнений и не более. Словно снежный ком растут ложные предпосылки. Есть храм, значит должен быть священник и служитель. Библия говорит, все спасенные это царственное священство, и служители, но практика этой истины растоптана. Напротив, появляется словесный выкидыш — прихожанин. Так одна, вроде бы мелочь, порождает саморазвивающийся алгоритм заметных искажений, уродующих суть Божьего замысла о церкви.


Дорогой брат, сестра, спроси у Бога, Который внутри тебя, ведь именно так об этом учит Писание, сколько ложного в твоём восприятии, сколько человеческого. Он хотел, чтобы храмом был ты, а чего хочешь ты? Научись мыслить Его смыслами, почувствуй Его желания. Вникни в учение и в себя, и называй вещи своими именами, теми, которые дал Бог.


Кувичинский В.А.

поделиться:

Автор Кувичинский Виктор 119 Articles
Христианин, семьянин, бизнесмен, музыкант.

1 Comment

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*